lubimaya_kris (lubimaya_kris) wrote,
lubimaya_kris
lubimaya_kris

Category:

Как развивается мозг у дошкольников?

Оригинал взят у mothersway в Как развивается мозг у дошкольников?
Как помочь и не помешать?
Замечательная статья. Ну просто очень замечательная.
В статье
Особенности развития ребёнка первого года жизни
Базовые потребности ребенка до года
Особенности развития в период с 1,5 до 4,5 лет
Как закалять ребёнка, чтобы это было на пользу
Занятия для детей с трёх лет в разнообразных центрах развития
Целесообразность развивающих программ
Занятия для детей после 4-4,5 лет
Типы мышления - левополушарное и правополушарное

Особенности развития ребёнка первого года жизни

От зачатия до полутора лет у ребеночка закладываются стволовые структуры мозга, отвечающие за выживание: сон, аппетит, терморегуляцию, работоспособность; например, за то, какой перепад температур будет способен переносить ребенок. Закладывается фундамент, основа. Стволовые клетки — это основа, фундамент, от которого потом всю жизнь будет зависеть функционирование всего головного мозга и центральной нервной системы. Ствол передаёт энергию на кору головного мозга. Если он передает мало энергии или очень неравномерно, то у человека низкая работоспособность или периодами мозг как бы "выключается" - плохо вижу, слышу, понимаю, думаю... Если ствол мозга работает хорошо, то все высшие функции головного мозга (внимание, память, мышление, восприятие) работают нормально.

И если говорить о том, что самое важное до 1,5 лет, так это — здоровье, физическое и психологическое! Этот вопрос надо решать в первую очередь через закаливание и удовлетворение первейших потребностей ребёнка: В любви, приятии, защищенности, в подвижном образе жизни, в активном освоении пространства, гигиене, чистом и свежем воздухе, достаточном количестве солнца, хорошем питании и так далее.

Стволовые структуры мозга начинают закладываться ещё до рождения, потому думать о здоровье малыша имеет смысл как можно раньше. Все беременные женщины знают, что нужно как можно больше быть на свежем воздухе, питаться здоровой пищей, видеть и проживать Красоту этого Мира в разных его проявлениях, избегать конфликтов и неприятных встреч, ссор с близкими, достаточно много двигаться - все это влияет, в частности, на закладку стволовых клеток у малыша. Лекарственные препараты - и те, что принимала мама а во время беременности, и в родах, и те, которые необходимы ребёнку, если он много болеет в первые полтора года жизни — отрицательно влияют на головной мозг ребенка.

Также негативно влияют сильный стресс матери, плохая экология, неправильное питание, стимуляция родов и некоторые другие виды искусственного родовспоможения, родовые травмы. Всё это даёт такую картину, которую можно наблюдать у 60% детей - Минимальные Мозговые Дисфункции (ММД), они довольно часто не определяются врачами как патология, однако этот минимальный сбой в работе фундамента дает со временем накопительный эффект, который потом отражается на высших функциях головного мозга. Сейчас это массовое явление, и процент детишек с ММД растёт в связи с образом жизни и образом мыслей их родителей.

Образ жизни и мысли родителей влияют на развитие ребенка.

Базовые потребности ребенка до года

Мы говорили сейчас о здоровье, но не надо забывать, что в это время - до полутора лет - крайне важна близость и общение с малышом, миром которого в этот период в основном является его семья. Ведь именно через отношения с самыми близкими у малышка закладывается отношение к большому Миру, доверие к Жизни, умение радоваться и быть счастливым взрослым Человеком.

В первый год жизни у малыша превуалирует чувственное восприятие. Малыш всё трогает, «пробует мир на вкус», всё внимательно слушает, на всё смотрит «широко раскрытыми глазами», чувствует отношение близких. Информация попадает не только в сознание, но и глубоко в подсознание. Там весь этот первый чувственный опыт складывается в цельную систему, и потом всю жизнь определяет картину мира.

Тот, кто первый год жизни прожил больше в ощущениях счастья, радости, близости будет уметь любить, будет понимать и ценить близкие отношения. Если человек в глубоком детстве пережил опыт боли, одиночества, неприятия, то он будет оказывать на него влияние из подсознания всю жизнь. У него может быть семья, дети, но моментами человек совершенно немотивированно чувствует себя одиноким, проживая это состояние из подсознания. Конечно, мы можем всё, и человек, будучи взрослым, может изменить негативное мироощущение, приложив к этому усилия.

Особенности развития в период с 1,5 до 4,5 лет

С 1,5 до 4,5 лет активно развивается лимбическая система мозга. Она отвечает за эмоции, чувства. И в то же время продолжается «отношенческий» период. Именно отношения – ведущая сфера до 4,5 лет. Закладывается то, насколько тонко и глубоко ребёнок будет чувствовать и выстраивать взаимосвязи с окружающими людьми и всем Миром.

До полутора лет мама интуитивно усиливает свои чувства и передаёт их ребёнку: «ой, смотри птичка полетела!», или «как вкусно пахнут цветы шиповника!». Ребенок присоединяется к маминым чувствам, начинает ощущать то же самое, и благодаря этому определённые клетки мозга начинают складываться в нервные цепочки, формируя целые сети нейронных связей. То есть сначала лимбическая система развивается через присоединение к чувствам мамы. Постепенно этот процесс усложняется. Важно объяснять малышу все правила и законы мира, обращаясь к чувствам малыша и других людей. К примеру, так: «в разных домах разные правила, у нас можно кушать хлебушек в комнате, а у тёти в гостях нельзя, тёте неприятно, когда крошки на ковре, ей трудно потом убирать». Или - «мы пришли на концерт и тут мы ведём себя тихо, если мы тут будем шуметь, людям на сцене будет очень неприятно, они здесь выступают…»

Мы учим ребёнка принимать и уважать чувства других людей на примере того, как мы принимаем и уважаем чувства самого ребёнка. Когда мы разговариваем с малышом, то называем его чувство - ты очень сердит, обижен или рад, доволен; тебе больно, или неприятно, когда у тебя кто-то отбирает игрушку и т.д. - постепенно малыш и сам нам начинает рассказывать о своих чувствах, и у нас есть возможность гораздо лучше понять друг друга и, главное, вовремя, пока негативные чувства не накопились и не "слиплись" между собой, приведя уже к трудному для родителей поведению или к болезням малыша.

Что важно в этом возрасте, так это экология впечатлений - мы, родители, оказываем существенное влияние, выбираем среду общения, "обитания" ребенка в этом возрасте, и от нас во многом зависит, в какой среде будет до 4.5 лет развиваться чувственная сфера ребенка, что он будет видеть, слышать, с какими людьми общаться, какие мультики смотреть, какие образы отношений с близкими усвоит, чего он больше воспримет - Красоты или Безобразия, Мира или Злобы, Единства или Одиночества, Веры или Бессмысленности, Живого или Безжизненного...

Как закалять ребёнка, чтобы это было на пользу

Я считаю, важно принимать во внимание то, как сам ребёнок и его родители воспринимают закаливание. Надо находить такой вариант, который доставляет удовольствие именно этому ребенку и в полной мере подходит именно этим родителям. Кого голеньким выносить на свежий воздух, кого обливать, босиком по снегу пускать походить... Если у родителей есть разногласия, ребенок попадает в ситуацию стресса. Всё должно решаться индивидуально с учетом множества условий в каждой конкретной семейной ситуации.

Когда в целом малышу нравится то, что с ним происходит, тогда закаливание идёт малышу на пользу. То есть любое закаливание в раннем возрасте не должно нарушать представление ребёнка о мире, в котором ему хорошо, его любят и не причиняют ему вреда. Если ради здоровья у ребёнка страдает чувство защищённости, то никакой пользы не выходит из этого, один стресс. Не стоит увлекаться закаливанием во вред отношениям и чувству безопасности — это моя точка зрения.

Конечно, при закаливании ребенок может испытывать стресс, но важно следить, чтобы он был допустимым. Да, конечно, когда стресс превышает определённые пределы, у ребёнка тренируется способность к выживанию, адаптация, но при этом базовое чувство доверия миру, на мой взгляд, у него страдает. Закаливать малыша до полутора лет нужно обязательно, и выбор, как это делать - за родителями, так как ребенок находится в их зоне допуска. Если маме страшно, то ребенок может и заболеть; если родители уверены в том, что делают и сами меняют свой образ жизни вместе с ребенком на более здоровый - это безопасно совершенно и очень полезно.

Занятия для детей с трёх лет в разнообразных центрах развития

С трёх до четырёх лет ребёнок находится в переходном состоянии, он «отделяется» от мамы, переживает период становления. Не все в этой ситуации готовы чему-то учиться. Вместе с родителями деткам вполне комфортно на разных занятиях, построенных на подвижных и жестовых играх, хороводах, с простыми рукоделиями, сказками... А ближе к четырём внутреннее пространство уже свободно от процесса отделения от мамы (частичного, конечно).

Целесообразность развивающих программ

В любом возрасте с ребёнком можно играть в развивающие игры, но надо помнить о том, что наиболее актуально в каждый период, а до 4,5 лет самое важное – это экология чувств и отношений. Главное, чтобы у ребёнка сохранялось чувство защищённости, любви, открытости, радости, и он научился в этом возрасте строить отношения с людьми и с Миром Живым.

Если говорить о программах раннего развития, то тут можно выбирать любую, которая вам по душе. Всё, что доставляет маме удовольствие, доставляет удовольствие и ребёночку. Лимбическая система у нас работает как сторож. В новой ситуации она сразу оценивает, хорошо в ней человеку или плохо. Если ребёночку хорошо, то все сигналы идут в передние отделы головного мозга, высшие функции начинают развиваться. Если на уровне чувств не очень хорошо (пусть даже очень полезно), то сигналы идут в задние отделы, в стволовые структуры. Включается стресс и программа выживания: либо бежать, либо сражаться, либо затихнуть - выжить. И развитие ребенка в такой ситуации приостанавливается или идёт медленно.

Иными словами, если педагог в процессе занятий испытывает удовольствие, радость вместе с ребёнком, всегда идёт развитие. В противном случае ничего — ни память, ни творческое мышление, ни внимание — у ребёнка не развивается, вся энергия идет на выживание и адаптацию.

Мне часто возражают, говорят, что не всегда удаётся делать только то, от чего мы получаем удовольствие. Да, конечно, существует такая вещь, как «надо» и «должен». Особенно с возрастом. Особенно у мальчиков! Но всегда надо стремиться к тому, чтобы у ребёнка постепенно формировалась связка «мне нравится делать то, что я должен». Когда дети учатся танцевать или кататься на коньках, сначала они трудятся, и, естественно, что-то у них не получается, но они точно знают ради чего они так стараются. «Я тружусь, потому что я хочу научиться красиво танцевать! Пусть мне сейчас тяжело и неприятно, но потом…» Я хочу сказать, что с годами ребёнок начинает работать на дальний мотив. Если за трудом не стоит огромного «хочу», нет нацеленности на результат, то вряд ли это может способствовать гармоничному развитию.

Что касается адекватной окружающей среды, то надо понимать, что в этом возрасте очень активно устанавливаются нормы отношений с живым: с природой, с водой, с растениями, с животными. И потому действительно весьма и весьма значимо, растут ли дети с телевизором/компьютером или они развиваются в общении с бесконечно разнообразным миром природы среди живых запахов, растений, насекомых, естественных звуков и шумов… Если у ребёнка есть возможность реально соприкасаться со всем этим великим течением жизни, он получит огромный чувственный опыт, формирующий подсознание и сознание. И, разумеется, в этом возрасте (так же, как и у малыша до года) чувственный опыт, приобретённый в природной среде, на порядок выше, чем тот, что получен в искусственной обстановке!

Природа - лучшая среда для малыша.

С 4,5 лет начинает активно развиваться правое полушарие, тоже отвечающее за отношения, чувства, эмоции и, что особенно важно, за способность воспринимать мир объёмно. И среди разных программ развития надо выбирать именно правополушарные методики - нужно искать педагогов, которые работают через импровизацию, а не через повторение по образцу.

Четыре года – это тот самый момент, когда ребёнок готов с интересом идти на занятия. Все дети, конечно, разные, надо всегда по ребёнку смотреть, но, как правило, именно к четырём годам они созревают для получения знаний.

Занятия для детей после 4-4,5 лет

Лучшее занятие в таком возрасте - импровизация! Пусть это будет рисование, музыка, спорт, шахматы — всё это через импровизацию при поддержке взрослого, чтобы это было интересно. И найти таких преподавателей очень трудно. Тут важно не действовать по шаблону, а выдумывать на ходу — это ключевой принцип. К примеру, ребёнок играет не заученную композицию на музыкальном инструменте, а как у него получается. Учитель на фортепиано или флейте профессионально окаймляет эту мелодию, и тут же на ходу они совместно сочиняют какую-то песенку. Это в идеале.

До 6-7 лет очень важно заниматься с ребёнком именно спонтанным творчеством, предоставлять ему поле для самовыражения и в танцах, и в сочинении стихов, в музицировании... во всем. Это и после 6 лет можно продолжать, но с этого момента очень актуальны двуполушарные занятия.

Чреватыми являются занятия на подобие школьных в этом возраст. Если ребёнок будет сидеть за партой и писать в строчку буквы, у него будет активно развиваться левое полушарие, а материала для всего того, что должно закладываться в правом полушарии, не будет. А развитое правое полушарие - это способность быть счастливым человеком. В психологии есть такое понятие — сензитивный период. Если в нужный момент не создавать необходимую для развития среду, потом нужно будет проделать чрезвычайно сложную работу, чтобы наверстать упущенное в полном объёме.

Типы мышления - левополушарное и правополушарное

Левое полушарие - это концентрация на отдельных предметах, деталях. А правое полушарие - это видение объёмов. Описывая картинку, ребёнок, у которого более активно левое полушарие скажет, «тут цветочек, лягушка, краски, дерево»; при правополушарном мышлении дети говорят так: «тут летний день в лесу, весёлый лягушонок что-то рисует».

Сильная сторона "левополушарных" людей - хорошо развитая правильная речь, усидчивость, упорядоченность, последовательность во всем, любовь к порядку, умение планировать время, хорошая восприимчивость деталей. Сильная сторона "правополушарных" - развитая эмоциональная сфера, высокая чувствительность, умение видеть ситуацию в целом, объемно, и объемно мыслить; способность делать много дел одновременно, хорошо распределять внимание; умение строить отношения с людьми, понимать их мотивы и стремления, чувства.

Но самое главное - развитие ребенка должно быть гармоничным.


Валиева Мария - нейропсихолог, кандидат психологических наук, мама троих детей
http://tver.rastemvrossii.ru/pravoe-i-levoe-kak-razvivaetsya-mozg-u-doshkolnikov.html

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment